instagram

Sylvain Barou в Познани. Бретонская флейта

В Польше, в Познани, с 22 по 26 августа 2017 года проходил мастер-класс от Sylvain Barou, и я на нем был.

Мастер-класс проводился Домом Бретании. Это некое официальное представительство Бретани в Польше, подобные мастер-классы проходят каждый год, на протяжении 18 лет.

Курсы в Доме Бретании бесплатные. Нужно было только записаться заранее. Единственным условием участия было обязательство играть финальный концерт со всеми вместе.

Я оставил заявку через email, на польском, и после подтверждения участия двинул в Польшу.

Первый день мы играли без Сильвена, под руководством Войцеха Ветшиньского. Разбирали польские темы. На второй день приехал Сильвен и началось самое интересное.

Sylvain Barou

Вживую он оказался высоким, широким в плечах человеком, с рыжей шевелюрой и бородой. Не уверен про остальных французов, но этот чувак конкретно очень эмоциональный, позитивный и веселый. Он играл с нами с 9 утра и до 16 вечера, с перерывами, не высказывал ни малейшего недовольства по поводу вопросов и бесконечных преследований со стороны всех участников.

Эмоциональный, позитивный, энергичный и музыкальный.

После классов мы с ним тусили 2 дня в ирландском пабе Tanners, причем во второй день Сильвен играл на сейшене, со всеми остальными.

Как он рассказал, его путь во флейте начался «случайным образом» и он его совсем не планировал. В его семье нет музыкантов. Его первым учителем был Jean-Michel Veillon.

Сильвен играет на флейтах Stéphane Morvan. Флейта Сильвена стоит 3000 Евро (как подержанная иномарка, правда?). Но когда он брал наши флейты по очереди, для советов по настройке амбушюров, то он вполне круто звучал и на флейте с меньшим ценником. Так что дело вообще не в инструменте.

Хотя, среди нас были флейты, которые имели специфичные моменты. Например у Эвелины была флейта, которая «ела» очень много воздуха. Моя флейта M&E оказалась тяжеленной глыбой, по сравнению с его Морваном (он сказал «ooo. it’s soo heavy»). У одного флейтиста была флейта 19 века, и эта флейта имела странный амбушюр, который делал звук флейты очень тихим и тонким. По словам Сильвена, она была сконструирована вероятно именно для небольшой громкости. Поэтому вот вам и ответ по поводу «старинных невероятно круто звучащих флейт 18-19 века». Зачастую эти инструменты вообще не стоит брать.

Open Mind подход

На вопрос о том, что он единственный новатор деревянной флейты с таким сплавом стилей как бретонщина, ирландщина и восточные окраски, он сказал что есть еще один некий чувак из около-иранских стран, который делает подобное. Кроме того, он сказал что многие классичекие флейтисты хотят звучать как традиционные, и в целом игра фьюжн/модерн трад музыки сейчас только развивается, являясь новой волной. По его выражению лица я понял, что ему нравиться быть новатором.

Момент постоянного самообучения, самосовершенствования, Сильвен очень сильно подчеркивал. Он сам постоянно в дороге, учит новые темы, учится новому. Дудук, бансури, арабская/иранская музыка, все это он до сих пор изучает и учит.

Ноты и теория

Интересный момент оказался по нотной записи. Сильвен не очень хорошо дружит с классической нотацией. Он упоминал, что у него есть своя система, которая базируется на индийской нотации.

Бретонская музыка

Я ехал на мастер-класс с багажом из прослушивания приличного числа ирландщины, но малого числа бретонщины (Ан Дро и все). Моим удивлением было то, что бретонская музыка очень вариативная и не квадратная.

Размеры 6/4, 6/8, 7/8 — это наше все. Типичный 4/4 используется редко.

Более того, сами мелодии даже в 4/4 вариативны что ужас. К примеру часть А ирландщины можно запомнить легко, потому что она имеет 4 такта, с небольшими отклонениями, с репризой. Но часть А в бретонщине состоит из мелодической линии, варьирующей акценты и синкопы в каждом такте. Все на мастер-классе играли, а я только считал доли и пытался запомнить мелодию.

Если брать исторический аспект, то флейта в бретонской музыке — абсолютно новый инструмент. Ее новатором является Jean-Michel Veillon. Он перенес часть техники из бомбарды, и адаптировал много чего из ирландской техники. Еще база бретонщины — это связка музыки и танцев. Бретонские танцы мне напоминают топтание туды-сюды, и мне лично не понятны, но они сильно связаны с ритмом. Вся бретонская музыка очень танцевальная.

Амбушюр

Мне не была понятна до конца постановка флейты, амбушюра и рук. Сильвен все любезно нарисовал на доске. Рассказываю, что рассказывал он.

Угол потока воздуха

Есть 3 варианта подачи воздуха в отверстие, точнее 3 угла.

В первом случае звук выходит мягкий, округлый. Это порядка 110 градусов, если взять за основу подбородок. Воздух идет вскользь лезвия.

Второй вариант более твердый, острый. Это ровно 90 градусов. Вниз.

Третий же вариант, является оптимальным и позволяет получить острый, мощный звук с вибрацией. Именно в этом варианте, по словам Сильвена, начинают работать магические силы физики, и звук закручивается, создавая тот самый резонанс. Это острый угол, около 70 градусов к себе.

То есть флейтист должен направлять воздух не четко вниз, а именно к себе.

Положение челюсти

Также важно положение челюсти. Я не знал, что челюсь нужно чуть чуть подавать назад. Это для того, чтобы вехняя губа могла подать поток воздуха под углом к себе, а не ровно в 90 градусов.

Растяжение губ

Растяжение губ в стороны влияет на силу потока воздуха. Если губы растянуты в стороны, то у вас будет сильный поток, если больше расслаблены — будет слабее.

Покрытие отверстия

Важно следить за тем, насколько нижняя губа покрывает отверстие амбушюра. У меня она покрывала 20% отверстия, и Сильвен сказал что этого мало. В идеале она должна покрывать около 50% отверстия.

Постановка

Постановка флейты не должна вызывать напряжения. Левая рука в кисти должна иметь как можно меньший угол относительно предплечья, чтобы не было пережатия нерва и связок.

По поводу работы с клапанами я увидел, что клапан с B на C он нажимает не кончиком указательного пальца правой руки, а второй его фалангой. Так быстрее.

Техника

Сильвен детально разложил все основные типичные приемы.

Бретонская музыка более тонкая, чувствительная и подвижная, чем ирландская. Французы, что тут скажешь. Поэтому Сильвен подчеркнул, что неправильно ее играть с техникой ирландской музыки.

В бретонской музыке очень много работы языком (просьба убрать от экранов детей до 16 лет). А если серьезно, то я удивился что бретонщина совсем иначе подходит к этому. Здесь все акцентировано, с паузами и синкопами, а легатных техник гораздо меньше. Очень много сгруппированных нот, отделенных артикуляцией горлом и языком. Стаккато, акценты.

Каты

Ирландские музыканты делают каты на ноту выше. Бретонская музыка не звучит с такими катами, потому что они добавляют лишней окраски. Вместо этого Сильвен делает кат на этой самой ноте. Мы стоит на ноте G, и на ней же и делаем сдергивание, а не на ноте A.

Кат с акцентом языком

Кроме того, можно добавлять акцент на сам кат, на его концовку, языком. Сдергивание пальцем и потом артикуляция языком.

Ту-ка-ту

Триоли, с артикуляцией каждой ноты языком. Для Сильвена это довольно типичный прием.

Вибрато

В бретонщине часто делают вибрато горлом, с большой амплитудой. Очень интересная штука.

Bouncing finger

Акцент языком, потом ставим палец, быстро поднимаем, и потом ставим снова на место. Выходит эдакий скачок. Круто звучит в медленных темах.

Слайды

Это не бретонская штука. Слайды Сильвен взял из бансури. Он часто их использует в ирландской музыке, чтобы иитировать звук фиддла.

Мы должны не уводить пальцы далеко от отверстия, а держать их очень близко. Кроме того, не должно быть никакого напряжения, все тело и дыхание должны быть расслабленны. Так и занимаемся.

Клапанные трели

Сильвен часто использует своеобразные клапанные трели, например на клапане F. Однако как сказал Сильвен, такие приемы он использует не чаще 1-2 раз в теме, иначе выходит очень нагружено.

Заключение

Я протусил 4 дня в Сильвеном. Этого оказалось катастрофически мало, чтобы перенять у него манеру и технику. Но я получил ощущение бретонской музыки, которая меня поразила. Буду стараться упорно шутдировать упражнения и техники Сильвена, и с удовольствием поеду еще раз на его следующий мастер-класс. Оно этого стоит.