instagram

Система занятий на ирландской флейте. №3 Теория

Мало кто из музыкантов осознает то, что он делает.

Сколько раз я видел уроки гитаристов, которые касаются техники, арпеджио, теппинга. «А сейчас мы разберем шестиструнное арпеджио на 3 октавы, с переходом в теппинг». Это может быть тупиком. Наше подсознание всегда ищет легкие пути. Всегда легче делать, и сложнее думать. Поэтому много музыкантов надолго застряет в области техники, не изучая область теории.

Каждый музыкант через это проходил, когда ты сидишь и штудируешь технику, ожидая что вот вот ты станешь как Блекмор, Моллой, Сатриани. Дома играешь запилы, но как только приходишь на джем, то скатываешься в пентатонику в тон тональности. Было такое?

Не идет, потому что техника — это поверхность, под которой должна быть база гармонии, импровизации. Без нее музыкант будет как имитатор, подражатель, фикция. Да, запил будет выглядеть круто, эффектно, и может быть люди даже будут в восторге, но наедине с самим собой музыкант осознает что своего там нет.

Вывод — нужно владеть пониманием теории.

Знание своего инструмента

Каждый уважающий себя музыкант должен знать свой инструмент. Какие ноты где расположены, причем все, а не «первую струну» или «пару клапанов». Это должно быть на уровне автоматизма, чтобы ткнули пальцем и вы могли сразу сказать «C второй октавы». Если вы так не умеете, то с этого нужно начинать.

Задача №1: Выписываем на листик всю аппликатуру флейты. Чтобы мы знали какими нотами мы можем оперировать.

У меня лично ирландская флейта без клапанов, поэтому мой диапазон это 2 октавы: D E F# G A B C C#. Негусто.

Интервалы

Нужно знать все интервалы, как они строятся. Берем учебник Способина «Элементарная теория музыки» и читаем 4 главу «Интервалы».

Опорные интервалы это: терция (малая и большая), кварта, квинта, септима (малая и большая). Их 6. Секунду, приму не берем.

Терция: полтора и 2 тона.

Квинта: 3.5 тона.

Задача №2: выписываем на листик 2 интервала от каждой ноты флейты (малая и большая терция и квинта). Не все ноты получиться сыграть.

Делаем вот такую табличку:

3m 3 5
D  F#  A
E  G  —  B
F#  A  —  C#
G  _  B  D
A C  C#  E
B D  —  F#
C  — E  G
C#  E  —  —

Задача №3: играем на флейте 3 этих интервала от каждой ноты вверх.

Задача №4: играем на флейте 3 этих интервала от каждой ноты вниз. Это сложнее, тут нужно ориентироваться по табличке, в графе от терции/квинты.

Аккорды

Это продолжение идеи интервалов, когда одновременно взятое трезвучие становится выраженным аккордом.

Важно уметь строить 5 типов аккордов: maj7 (мажорный септ), min7 (минорный септ), 7 (доминантсепт), -5 (полу-уменьшенный), -7-5 (уменьшенный). Аккорды этих 5-ти типов строятся по терциям, и именно в порядке повышения. Для мелодических инструментов типа сакса, флейты, аккорды не являются важной частью практики, но понимать их необходимо.

Тональности

Подходим к практике. В первую очередь нужно определить какие тональности доступны для вашего инструмента. Например стандартная бесклапанная ирландская флейта может полноценно играть в 2-х тональностях: D и Bm, и еще в ряде других тональностей, но уже не в полной гамме. Вам нужно выписать все 12 тональностей и определить какие из них могут быть сыграны на вашем инструменте.

Задача №5: выписываем все тональности, которые ирландская флейта поддерживает.

Трезвучия или обыгрывание гармонии

Существует 2 принципиальных подхода к импровизации: игра в тонику тональности или обыгрывание гармонии.

В случае с игрой в тон тональности все просто: мы определяем тональность и играем в пределах гаммы/функции этой тональности. Например тема в Bm. Мы знаем какие ноты входят в эту тональность и при игре используем эти ноты, импровизируя в их пределах. В этом варианте импровизации мы получаем ровную мелодическую линию, в лоб. гармония меняется, но вы статично играете в той-же гамме. Этот подход простой и примитивный. Его не рассматриваем.

В случае с обыгрываением аккордов все сложнее. Мы выписываем гармонию и обыгрываем каждй ее аккорд. В этом случае мы можем подчеркнуть смену аккордов с помощью мелодии, сделать имповизацию более выразительной и яркой. Этот подход более интересный.

Для начинающих (как и для меня), способ обыгрывания аккордов — это обыгрывание гармонии трезвучиями. Мы выписываем цифровку гармонии, и выписываем на листик на каждый аккорд 1,3,5 ступени (тоника, терция и квинта). Включаем минсовку (например в iReal Pro) и играем тупо на каждый аккод 1,3,5 ступени. И так пока не доведем до автоматизма, когда заглядывать в листик уже не нужно.

Задача №6: выбираем тему, выписываем гармонию, выписывает 1-3-5 ступени на каждый аккорд, играем все это под минусовку.