instagram

Система занятий на ирландской флейте. №2 Техника

В этой статье я рассмотрю технику игры на ирландской флейте.

Техника является важным аспектом, который позволяет «сказать» все, что придет на ум, не испытывая трудностей с выражением мыслей и музыкальных идей. Однако нужно помнить, что техника является инструментом, а не самоцелью. Ведь зачем говорить бассмыслицу, играть музыку без идеи, эмоций?

История

Ирландская флейта заимствовала технику игры в большой степени от волынки. Роллы, каты, тэпы, это все прерогатива волынки, ведь именно благодаря ним на волынке можно разделять ноты (конструктивная особенность волынок). Флейта Бема не имеет аналогов этих технических штук. Благодаря этим орнаментациям, ирландская музыка имеет текучий, мелодичный окрас и большую вариативность.

Трушные ирландцы очень бегло играют орнаменты. Зачастую они используют их, чтобы разбавить мелодию, ведь типичный тюн состоит из 2-х частей: части A и части B. По факту это 2 мелодии, поэтому чтобы не играть однообразно, флейтисты вводят вариации (роллы, каты, тэпы, кранны), чтобы разнообразить тему. Но злоупотреблять орнаметацие тоже не стоит.

Тэп

Этот прием представляет собой очень быстрое закрытие отверстия ниже. Главная особенность — нота не должна быть различимы, только короткий тэп, по которому не слушно высоту ноты, а только звукокой эффект.

Кат

Это некий сброс ноты, расположенной выше играемой, с помощью сдергивания пальца выше и сразу же возвращения его на место. Аналогично тэпу нота не должна звучать, а должен быть слушен только звуковой эффект.

Роллы

Комбинация тэпа и ролла. Начали с тепа, потом кат. На первый взгляд очень похоже на форшлаг, однако в форшлаге есть отчетливые ноты выше и ниже, а в ролле их высота не должна быть слышна, только сам эффект.

Крэн

Несколько катов подряд. В основном играются от нижнего D, E, F#.

Вот здесь детально рассматриваются все базовые орнаментации:

Видос не самый зачетный, но лучшего я не нашел.

Подход к занятию по технике

Занятие, посвященное технике, я провожу в типичном подходе «6 минут игры, 2 минуты отдыха». Я всегда играю под метроном, чтобы приучить себя к ровной игре.

План моего занятия:

  1. Я играю тэпы от всех нот вверх по гамме. 6 минут
  2. Играю каты всех нот. 6 минут
  3. Играю роллы обычные. 6 минут
  4. Играю арпеджио 1-3-5-7 ступени от ноты (насколько позволяет строй, в основном от D, E нижних) вверх и вниз.
  5. Играю секвенции вверх и вниз. По 3 ноты по строю флейты, по хроматизмам. По 4 ноты.

Очень частно я заставляю себя играть. Мне скучно и не очень интересно учить технику. Но как я понял, эта проблема типична для всех музыкантов. Даже Joanna Tse ненавидит заниматься техникой:

Так что не удивляйтесь, если вам вдруг резко станет дико лень/впадлу/дела-срочные. Это так со всеми. Боритесь!

В следующей статье я затрону вопрос Теории.