instagram

Система занятий на ирландской флейте. №1 Звук

Наличие системы всегда лучше, чем ее отсутствие. Это в полной мере относится к музыкальному навыку. В этой статье я хочу разложить по полочкам систему занятий, следуя которой, можно качественно вырасти как музыканту на ирландской флейте.

Готов поспорить, что все опытные музыканты смотрели видео-школу Виктора Вутена — Groove Workshop.
В отличие от обычных видео-школ, где автор пилит фразы, рассказывая что такое лидийский лад и пентатоника, Вутен предлагает 10 элементов, которыми обязан владеть уважающий себя музыкант: Ноты, Грув, Артикуляция/Длительность, Техника, Динамика, Ритм/Темп, Звук, Фразировка, Пространство/Отдых, Слушание.

Система для бас-гитары не совсем близка к ирландской флейте, поэтому тут необходима система с другими элементами. Сейчас я ее покажу.

Система занятий

  1. Звук/Дыхание
  2. Теория
  3. Техника
  4. Тюны
  5. Динамика/Артикуляция
  6. Отдых/Слушание

Что я предлагаю.

Каждый пункт является целью одного целого занятия. Расписываем неделю на занятия. Каждое занятие посвящаем проработке одного из этих элементов. Это может быть Теория, или Тюны. Пройдемся по порядку.

Звук/Дыхание

Если у вас нет звука, то зачем вам вообще играть? Любой профессиональный музыкант скажет вам это. Доминик Миллер говорит, что он всегда работает над звуком в первую очередь. Над звуком работает и Боб Рейнольдс. Достаточно аргументов?

Основной способ выработать хороший звук — играть длинные ноты. Я беру таймер на 6 минут, включаю метроном на 75 bpm и играю длинную ноту, зачастую это нижнее D. Стандартно стараюсь ее держать ровной в течение 4 долей, в общем такт. Потом удлинняю ее до 6 ударов метронома. Когда 6 минут прошли, я ставлю таймер на 2 минуты и отдыхаю. Типичная моя практика — 6 раз по 6 минут с 2-х минутными перерывами, когда я просто играю одно нижнее D (это 36 минут игры). Я слежу за дыханием, за диафрагмой, стараюсь играть стоя, или на крайний случай сидеть.

Ирландская флейте отличается от Бемки. В нее нужно дуть, и дуть сильно. При этом нужно искать sweet spot, то сочетание амбушюра и угла потока воздуха, вместе с его силой. При верном сочетании силы дыхания, амбушюра и угла вы услышите характерную вибрацию, мощный вибрирующий звук. К нему всегда и нужно стремиться.

Важный момент дыхания — оно должно быть не за счет верхней части легких, а только за счет поддежки диафрагмой. Дыхание должно быть стабильным, но без перенапряжения, только в расслабленном и комфортном режиме.

Вот как подходит к процессу выработки звука Боб Рейнольдс (смотреть с 1:03):

Он говорит о том, что он берет одну ноту и старается сделать ее идеальной, максимально качественной и классной. И таким образом он проходится по всем нотам инструмента, делая их отточенными и качественными.

Пробуйте и вы, желаю удачи!

В следующей статье я затрону вопрос Техники.