instagram

Gregory Porter — Painted On Canvas (#5)

5 день из 30 days harmony challenge.

В 2017 году я чуть не попал на его концерт на Альфа Джазе. Но билеты раскупили в первый же день за несколько часов, и когда я зашел, то оставалось около 6-7 билетов с ценником в 5 000+ гривен. Жалею до сих пор, что так его и не услышал.

Gregory Porter — Painted On Canvas

Анализ темы

Форма: AB

Интересная простая форма, состоящая из пары Verse-Chorus, после которых идет соло на гармонию АВ. Затем тема повторяется.

Темп: 54 bpm

Размер: 6/8

У Грегори Портера довольно часто можно услышать подобные вальсовые размеры. Видимо он это любит.

Тональность: Eb dur

Лад: натуральный мажор

Гармония: 

Часть А: Ebmaj7 Cm7 (I VI)

Часть В: Abmaj7 Fm7 Abmaj7 Db13 (IV II IV ?)

Вначале я подумал что это D# мажорная тональность, но выписав ее аккорды (D# E#m F#m G# A#7 B#m C##) я понял что что-то тут многовато диезов. Погуглил. Да, из-за энгармонизма это таки Eb мажор (Eb Fm Gm Ab Bb7 Cm D).

Еще я думал что вдруг это не Eb, а параллельный минор Cm, потому что там устой тоже очевиден. Но послушав начало и конец, я услышал что они оба в четко выраженном мажоре. Так что я думаю это Eb мажор.

Часть А далась мне достаточно легко, я услышал I и VI ступени, и как мне показалось тут не чистый Eb, а Ebmaj7, потому что больно уж светлый мажор такой звучит, а не просто чистый мажор. Так и оказалось.

Часть В далась сложней. Тут идет IV II IV и Db13 аккорд, который является модифицированным Db7 с добавленной 9, 11 и 13 ступенями. Вообще не могу понять каким боком здесь он. Он идет после Ab. Возможно он здесь идет как продолжение тональности Ab мажор, и он здесь как IV ступень от него? Здесь он создает напряжение, которое гармонично сбрасывается в тонику Eb, и никто ничего криминального и не замечает, хотя Db13 аккорда в тональности Eb мажор быть не должно.

Попробовал пойти от мелодии. В часть В Грегори Портер останавливается на ключевых тонах: Ab (тоника, под аккорд Abmaj7), Ab (терция, под аккорд Fm7), а на Db13 он берет B. Эта нота явно характеризует аккорд не в тональности Eb, потому что тут должен быть Вb.

Еще Db13 является тритоновой заменой. Если перейти в параллельный минор Cm, то в нем G будет доминантсептаккордом G7, который как вариант можно заменять тритоновой заменой на Db7, а Db7 в свою очередь можно заменить на Db13. Думаю это и есть причина.

Кому интересно — могут глянуть аранжировку Керри Марша:

Транспонирование в тональность С

Я транспонирую в Cm, а параллельным мажором в ней будет тот самый Eb. Так что ничего по сути транспонировать не надо.

Гармония в тональности С moll (Eb dur):

Часть А: Ebmaj7 Cm7 (I VI)

Часть В: Abmaj7 Fm7 Abmaj7 Db13 (IV II IV ?)

Выводы

Даже не надеялся что я подберу эту тему. Она мне казалась сложной и неподъемной. Но вышло.

Светлый мажор, вальсовый тембр, волшебный тембр Грегори Портера. Удивительно было увидеть Db13 в тональности Eb. До сих пор не могу понять по каким правилам он здесь оказался, но он звучит очень к месту, создавая напряжение, которое разрешается в тонику Eb. Возможно это тритоновая замена.

Волшебная песня.