instagram

Разбор гармонии Autumn Leaves

Джазовые стандарты Evergreen считаются одним из хороших способов потянуть понимание гармонии. Ну что ж, проверим. Передо мной лежит зацепивший меня стандарт Autumn Leaves.

Оказывается, Autumn Leaves — это один из самых важных не американких стандартов. Он находится на 8 месте по количеству цитирований среди всех стандартов, и у него есть своя история.

История стандарта

Композиция изначально имела название “Les feuilles mortes” (Мертвые листья). Она был написана французским композитором Joseph Kosma, для балета Le Rendez-vous в 1945 году, и изначально в ней не было текста. Слова придумали несколько лет спустя. В 1953 году тема стала популярной и ее начали перепевать, исполнять на разных языках и в разных жанрах.

Анализ гармонии

Как написано в источниках, тема перетерпевала много изменений, и вникать в них нет смысла (например она изначально была в A moll и имела 16 тактовую структуру).

Разбираем только ту версию, которая считается классической.

Для разбора гармонии я сформировал перечень пунктов: форма, темп, тональность и т.д. В комплексе, они все должны дать понимание картины песни.

Форма: AB (32 такта)

Темп: ~ 85 bpm (Medium Swing)

Размер: 4/4

Тональность: Gm/Bb

Лад: G moll/Bb dur

Аккорды тональности: 

G-7 | Aø | Bbmaj | C-m | D-7 | Ebmaj | F7

Гармония:

    Часть A: IV — VII — III — VI | II — V — I — I

    Часть B: II — V — I — I | IV — VII — II — VI

    Часть C: II — V | I — Ib — VII — VIIb | II — V | I — I

Анализ

Я сразу начал смотреть мелодию, и как она сочетается с гармонией.

Часть A имеет опорные тона, на которых мелодия и останавливается. Если взять их отдельно, то выйдет нисходящая мелодия Eb D C Bb, которая является 3 ступенью каждого аккорда, который играется в подкладе. Нисходящая мелодия, которая идет по гамме вниз.

Кроме того, есть еще интересные моменты.

Оказывается, основной мотив в части А (8 тактов), представляет собой идентичные последовательности ступеней, в параллельных тональностях. Основная тональность темы G moll, а ее параллельный мажор расположен на терцию выше — Bb dur. Выходит вот такая картина А части:

Последовательность ступеней II — V — I , связанная общим аккордом Ebmaj. Мы видим тут II ступень, которая ближе по напряжению к субдоминанте, V ступень, которая создает напряжение, и I ступень, которая является устоем.

То же самое происходит и в части В, когда II — V — I последовательность начинается в Bbmaj и уходит в Gm.

Если копать дальше в источники, то можно найти отсылки к классике.

Kosma учился композиции в Budapest Liszt Academy, и согласно источнику в теме используется идентичная гармония Mozart’s Sonata in F и Händel’s Passacaille in G minor. Однако я прямого сходства не нашел, да и не сильно искал.

Выводы

2 параллельные тональности, одна и та же последовательность из II — V — I , которая приводит в устой через доминанту. И поверх нее в терцию тоники аккорда идет нисходящая мелодия Eb D C Bb, как бы непрерывной нитью.